Итак, давайте поговорим о 3D.
Надоели одинаковые вопросы, поэтому решил наклепать эдакий FAQ.
Разделим все стадии 3D сигнала на три части.
Теперь по порядку по стадиям
На этой стадии у нас есть тем или иным способом записанные на носитель пары картинок.
Самые "крутые" форматы - это BD-iso (BDremux, и иже с ним).
В нем содержится образ диска, содержащего 2 видеоряда - для левого и правого глаза отдельно.
Далее по крутости идут так называемые стереопары.
Они делятся на два типа по крутости и по содержимому: полноценная стереопара и анаморфная стереопара.
Полноценная стереопара - это видео, где рядом расположены две картинки
Side-by-side - это горизонтальная стереопара; Over-Under - это вертикальная стереопара.
Если "разрезать" этот файл пополам визуально, Вы получите две полноценные картинки.
Разрешение таких файлов по горизонтали (или по вертикали, соответственно) очень большое. В первом случае оно может достигать 3840х1080 пикселей, а во втором - 1920х2160 пикселей.
Анаморфная стереопара - это видео, где рядом расположены две картинки, но каждая из них визуально сплющена вдвое.
К названию стереопары тут добавляется Anamorph или Half.
Чтобы привести каждую картинку к смотрибельному виду, их сперва нужно растянуть, на чем обычно портится качество
Черезстрочка (Interlace) и иже с подобными названиями
Это та же анаморфная стереопара, только картинки расположены не рядом, а в одной картинке чередуя строчки то одной, то другой картинки.
Поговаривают, что есть и Frame-by-Frame файлы, где просто увеличено кол-во кадров в секунду и по очереди идет кадр для левого и правого глаза. Сам эти файлы не видел, но они имеют право на существования
Задача устройства, которое будет читать вышеприведенные форматы файлов - добыть две полноценные картинки из файла и дальше кинуть эти картинки тем или иным способом на устройство воспроизведения.
Выдают эти устройства сигнал в нескольких форматах:
1) Два видеопотока
реализована в DVI-D. на монитор подаются два отдельных потока - для левого и правого глаза. Что с этими потоками будет делать монитор - его личные проблемы.
2) фрейм-пакинг
это один видеопоток, но по нему поочередно подаются полноценные кадры для левого и правого глаза. опять же, что с этими кадрами будет делать устройство воспроизведения - это его личные проблемы)
этот способ передачи реализован в HDMI 1.4
3) стереопара
а это все та же стереопара.
НО! тут уже не бывает понятия "полноценной" стереопары, ибо разрешение у таких стереопар нереальное и непередаваемое по HDMI. посему передается анаморфка.
4) интерлейс
на четные строчки экрана выдается картинка для одного глаза, а на нечетные - для другого
обращаю внимание: формат вывода (перечисленые в этой стадии) никак не соотносятся с форматами хранения и тот же BDremux может быть подан на выход стереопарой, а анаморфная стереопара может пойти дальше фрейм-пакингом ;-)
эта стадия частично была рассмотрена в предыдущем шаге, но обобщим.
для передачи фрейм-пакинга необходим HDMI 1.4
все остальные способы предпологают передачу обычного 2D-видео с двумя картинками на экране. Посему они могут быть реализованы даже по VGA, но это не рекомендуется
почти все современные телеки понимают фрейм-пакинг и стереопары.
на пассивные телеки, в силу технологии, можно также вывести интерлейс - тогда телек будет воспроизводить обычное 2Д видео, а 3Д Вы будете видеть только из-за поляризационной пленки на экране и поляризованных очков.
Тут технологий аж два типа:
с очками и без очков.
последние мы рассматривать не будем, ибо еще не сильно распространены
а с очками делятся на пассивную и активную
активная - экран выводит картинки для каждого глаза по очереди, а очки в нужный момент закрывают второй глаз. таким образом каждый глаз видит свою картинку.
популярные изречения в данной технологии:
а) у меня болит голова от мерцания
случаи не редки, но для чистоты эксперимента необходимо посмотреть какой-нибудь среднестатистический фильм (по длине) в полной темноте у друзей-знакомых. в магазине Вы никогда не оцените своей истинной реакции на данную технологию.
б) при данной технологии картинка сильно темнеет
во-первых, картинка полюбому темнеет из-за очков. они, к сожалению, не абсолютно прозрачные.
во-вторых, картинка у каждого глаза чередуется с "черным экраном", что также визуально уменьшает яркость картинки
в-третьих, при закрывании одного и открывании другого глаза дабы было как можно меньше моментов, когда оба глаза открыты одновременно (см. дальше). Соответственно, большинство очков сперва закрывают один глаз, а потом уже открывают второй. Это обеспечивает глаз дополнительной черной картинкой между кадрами и еще больше затемняет картинку
в) при просмотре я вижу обе картинки одновременно
явление называется гхостинг и каждый производитель стремится сделать максимум, чтобы свести этот эффект к минимуму.
в данной технологии обусловлен тем, что иногда шторка очков полностью закрывается уже после того, как картинка на экране меняется, и соответственно глаз видит и вторую картинку.
также эффект иногда обусловлен медленной сменой картинки от одной к другой (скорость реакции матрицы и т.п.).
г) я вижу, как мерцают очки
чаще всего Вы видите не мерцание очков, а мерцание света в комнате, где Вы находитесь.
эффект особенно заметен при лампах дневного света. это одна из причин, почему в магазинах сложно оценить плюсы данной технологии
д) смотреть такое 3Д нужно в полной темноте
это не всегда правда. хотя с другой стороны, всегда приятно выключить свет, обнять любимую или любимого и посмотреть фильм ;-)
е) при данной технологии нельзя наклонять голову в сторону
ни разу не понимал причину этого мифа. главный распространитель - компания LG, которая это приписывает главным минусом активной технологии.
хотя да, замечены компании, в очках которой по тем или иным причинам при наклоне головы увеличивается гхостинг
пассивная - экран выводит обе картинки одновременно. либо черезстрочно (почти все пассивные телеки), либо шахматкой (некоторые мониторы).
а) во время просмотра видео я вижу полосы на картинке
полосы на картинке появляются на соответствующем глазе при просмотре полоски для противоположного глаза. теоретически, пиксели в телеках очень мелкие, а соответственно высота таких полос незначительна. при достаточном расстоянии таких полос биологически увидеть невозможно. но мы ведь любим сидеть у телевизора ;-)
б) смотреть такие телеки можно только с 2х-3х метров
технически, этот миф обусловлен какраз-таки этими полосками. но на практике их видно если специально присматриваться, и то, только на ярких местах или мелких элементах, причем в более-менее статических сценах.
по-сути, это такой же минус, как и "у меня голова болит" в случае актива. кому-то и так подходит, а кто-то этих полос и вовсе не видит ;-)
для ознакомления с личной реакцией на этот эффект, добро пожаловать в ближайший магазин ;-)
в) при воспроизведении картинка теряет в разрешении
а вот это чистая правда. пассивная технология подразумевает, что каждый глаз получает вдвое меньше строчек, чем, чаще всего, высота видео. с этим ничего не поделаешь с текущими матрицами. для борьбы с проблемой нужны матрицы с вдвое большим кол-вом строк, чем сейчас. причем при сохранении соотношения сторон
г) при данной технологии можно наклонять голову
учитывая использование в пасиве круговой поляризации, картинка будет отсеиваться при любом углу наклона головы
д) а вертикальный угол обзора?
и еще один минус технологии. из-за все той же круговой поляризации, при просмотре телевизора "сверху" или "снизу" поляризация очков не совпадает по направлению с поляризацией картинки телевизора и в итоге Вы видите обе картинки.
3D FAQ изготовлен CHECK@TILLO
Ах да! Не берите самсунги 6ой серии 2011 года выпуска ;-) берите тогда уже пассивку. В самсунгах халтурно реализовано 3Д и там потеря по разрешению идет как по вертикали, так и по горизонтали. Эту информацию легко нагуглить