Итак, давайте поговорим о 3D.

Надоели одинаковые вопросы, поэтому решил наклепать эдакий FAQ.


Разделим все стадии 3D сигнала на три части.

  1. Тот формат, в котором фильм записан на носитель
  2. Устройство (железное или программное), которое этот формат умеет читать
  3. Формат данных, который идет по кабелю к телевизору
  4. Телевизор/монитор, который понимает и декодирует тот формат, что к нему пришел
  5. Телевизор, который воспроизводит цвето-световую информацию и тем или иным способом Вы видите стереокартинку.

Теперь по порядку по стадиям


Стадия 1

На этой стадии у нас есть тем или иным способом записанные на носитель пары картинок.


Самые "крутые" форматы - это BD-iso (BDremux, и иже с ним).

В нем содержится образ диска, содержащего 2 видеоряда - для левого и правого глаза отдельно.


Далее по крутости идут так называемые стереопары.

Они делятся на два типа по крутости и по содержимому: полноценная стереопара и анаморфная стереопара.


Полноценная стереопара - это видео, где рядом расположены две картинки

Side-by-side - это горизонтальная стереопара; Over-Under - это вертикальная стереопара.

Если "разрезать" этот файл пополам визуально, Вы получите две полноценные картинки.

Разрешение таких файлов по горизонтали (или по вертикали, соответственно) очень большое. В первом случае оно может достигать 3840х1080 пикселей, а во втором - 1920х2160 пикселей.


Анаморфная стереопара - это видео, где рядом расположены две картинки, но каждая из них визуально сплющена вдвое.

К названию стереопары тут добавляется Anamorph или Half.

Чтобы привести каждую картинку к смотрибельному виду, их сперва нужно растянуть, на чем обычно портится качество


Черезстрочка (Interlace) и иже с подобными названиями

Это та же анаморфная стереопара, только картинки расположены не рядом, а в одной картинке чередуя строчки то одной, то другой картинки.


Поговаривают, что есть и Frame-by-Frame файлы, где просто увеличено кол-во кадров в секунду и по очереди идет кадр для левого и правого глаза. Сам эти файлы не видел, но они имеют право на существования


2 стадия


Задача устройства, которое будет читать вышеприведенные форматы файлов - добыть две полноценные картинки из файла и дальше кинуть эти картинки тем или иным способом на устройство воспроизведения.

Выдают эти устройства сигнал в нескольких форматах:


1) Два видеопотока

реализована в DVI-D. на монитор подаются два отдельных потока - для левого и правого глаза. Что с этими потоками будет делать монитор - его личные проблемы.


2) фрейм-пакинг

это один видеопоток, но по нему поочередно подаются полноценные кадры для левого и правого глаза. опять же, что с этими кадрами будет делать устройство воспроизведения - это его личные проблемы)

этот способ передачи реализован в HDMI 1.4


3) стереопара

а это все та же стереопара.

НО! тут уже не бывает понятия "полноценной" стереопары, ибо разрешение у таких стереопар нереальное и непередаваемое по HDMI. посему передается анаморфка.


4) интерлейс

на четные строчки экрана выдается картинка для одного глаза, а на нечетные - для другого


обращаю внимание: формат вывода (перечисленые в этой стадии) никак не соотносятся с форматами хранения и тот же BDremux может быть подан на выход стереопарой, а анаморфная стереопара может пойти дальше фрейм-пакингом ;-)


3 стадия


эта стадия частично была рассмотрена в предыдущем шаге, но обобщим.


для передачи фрейм-пакинга необходим HDMI 1.4

все остальные способы предпологают передачу обычного 2D-видео с двумя картинками на экране. Посему они могут быть реализованы даже по VGA, но это не рекомендуется


4 стадия


почти все современные телеки понимают фрейм-пакинг и стереопары.

на пассивные телеки, в силу технологии, можно также вывести интерлейс - тогда телек будет воспроизводить обычное 2Д видео, а 3Д Вы будете видеть только из-за поляризационной пленки на экране и поляризованных очков.


5 стадия


Тут технологий аж два типа:

с очками и без очков.

последние мы рассматривать не будем, ибо еще не сильно распространены

а с очками делятся на пассивную и активную


активная - экран выводит картинки для каждого глаза по очереди, а очки в нужный момент закрывают второй глаз. таким образом каждый глаз видит свою картинку.

популярные изречения в данной технологии:


а) у меня болит голова от мерцания

случаи не редки, но для чистоты эксперимента необходимо посмотреть какой-нибудь среднестатистический фильм (по длине) в полной темноте у друзей-знакомых. в магазине Вы никогда не оцените своей истинной реакции на данную технологию.


б) при данной технологии картинка сильно темнеет

во-первых, картинка полюбому темнеет из-за очков. они, к сожалению, не абсолютно прозрачные.

во-вторых, картинка у каждого глаза чередуется с "черным экраном", что также визуально уменьшает яркость картинки

в-третьих, при закрывании одного и открывании другого глаза дабы было как можно меньше моментов, когда оба глаза открыты одновременно (см. дальше). Соответственно, большинство очков сперва закрывают один глаз, а потом уже открывают второй. Это обеспечивает глаз дополнительной черной картинкой между кадрами и еще больше затемняет картинку


в) при просмотре я вижу обе картинки одновременно

явление называется гхостинг и каждый производитель стремится сделать максимум, чтобы свести этот эффект к минимуму.

в данной технологии обусловлен тем, что иногда шторка очков полностью закрывается уже после того, как картинка на экране меняется, и соответственно глаз видит и вторую картинку.

также эффект иногда обусловлен медленной сменой картинки от одной к другой (скорость реакции матрицы и т.п.).


г) я вижу, как мерцают очки

чаще всего Вы видите не мерцание очков, а мерцание света в комнате, где Вы находитесь.

эффект особенно заметен при лампах дневного света. это одна из причин, почему в магазинах сложно оценить плюсы данной технологии


д) смотреть такое 3Д нужно в полной темноте

это не всегда правда. хотя с другой стороны, всегда приятно выключить свет, обнять любимую или любимого и посмотреть фильм ;-)


е) при данной технологии нельзя наклонять голову в сторону

ни разу не понимал причину этого мифа. главный распространитель - компания LG, которая это приписывает главным минусом активной технологии.

хотя да, замечены компании, в очках которой по тем или иным причинам при наклоне головы увеличивается гхостинг


пассивная - экран выводит обе картинки одновременно. либо черезстрочно (почти все пассивные телеки), либо шахматкой (некоторые мониторы).


а) во время просмотра видео я вижу полосы на картинке

полосы на картинке появляются на соответствующем глазе при просмотре полоски для противоположного глаза. теоретически, пиксели в телеках очень мелкие, а соответственно высота таких полос незначительна. при достаточном расстоянии таких полос биологически увидеть невозможно. но мы ведь любим сидеть у телевизора ;-)


б) смотреть такие телеки можно только с 2х-3х метров

технически, этот миф обусловлен какраз-таки этими полосками. но на практике их видно если специально присматриваться, и то, только на ярких местах или мелких элементах, причем в более-менее статических сценах.

по-сути, это такой же минус, как и "у меня голова болит" в случае актива. кому-то и так подходит, а кто-то этих полос и вовсе не видит ;-)

для ознакомления с личной реакцией на этот эффект, добро пожаловать в ближайший магазин ;-)


в) при воспроизведении картинка теряет в разрешении

а вот это чистая правда. пассивная технология подразумевает, что каждый глаз получает вдвое меньше строчек, чем, чаще всего, высота видео. с этим ничего не поделаешь с текущими матрицами. для борьбы с проблемой нужны матрицы с вдвое большим кол-вом строк, чем сейчас. причем при сохранении соотношения сторон


г) при данной технологии можно наклонять голову

учитывая использование в пасиве круговой поляризации, картинка будет отсеиваться при любом углу наклона головы


д) а вертикальный угол обзора?

и еще один минус технологии. из-за все той же круговой поляризации, при просмотре телевизора "сверху" или "снизу" поляризация очков не совпадает по направлению с поляризацией картинки телевизора и в итоге Вы видите обе картинки.


3D FAQ изготовлен CHECK@TILLO


Ах да! Не берите самсунги 6ой серии 2011 года выпуска ;-) берите тогда уже пассивку. В самсунгах халтурно реализовано 3Д и там потеря по разрешению идет как по вертикали, так и по горизонтали. Эту информацию легко нагуглить

Hosted by uCoz